10 апреля Верховная Рада наконец-то приняла закон о ратификации ВТО. Споры и разногласия о размере ввозной пошлины на новые и бывшие в употреблении автомобили длились в рядах правительства не один месяц.
Один из пунктов, по которому депутаты долгое время не могли прийти к единому мнению, - размер ввозных пошлин на автомобили. Как показывает мировая практика во всех странах, которые в то или иное время вступали во Всемирную торговую организацию, цена на большинство товаров падала. Ярким примером того является Польша, вступившая в ВТО раньше, чем Украина: там цены на автомобили не поднялись, а, наоборот, упали. Украина - страна парадоксальных явлений. Skoda Super B, производимая в Украине, стоит дороже, чем в соседней России, где их не производят.
С 10 мая начинает действовать ввозная пошлина на автомобили в размере 10%; напомним, что раньше она составляла 25%.
И в то же время перестает существовать зона свободной торговли Украина - Россия. Раньше автомобили, которыми торговали между собой эти два государства, не облагались ввозной пошлиной на территории обоих государств. Это давало крупным промышленникам возможность иметь хорошую прибыль от продажи морально устаревших автомобилей, которые все еще производятся на заводах одного и другого государства.
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко полагает, что именно данный документ может сильно повлиять на ценообразование на украинском автомобильном рынке в сторону роста цен. Одновременно с подписанием протокола с ВТО Украина взяла на себя обязательства обеспечивать равные принципы для доступа на свой рынок всех стран - участниц ВТО. Межправительственное соглашение между Украиной и Российской Федерацией предусматривает нулевую пошлину на автомобили из России. Это соглашение является прямым нарушением основных принципов ВТО. Украина вынуждена либо разорвать соглашение, либо исключить из него автомобили. Как только это произойдет, автомобили ВАЗ, ГАЗ, УАЗ будут облагаться 10%-ной пошлиной, это неминуемо приведет к их удорожанию. Такой рост цены в массовом сегменте рынка (АвтоВАЗ занимал по итогам 2007 года более 20% рынка) означает ужесточение конкуренции в бюджетном сегменте. АвтоВАЗ будет вынужден реагировать и попытается сохранить конкурентоспособность своих моделей, но рост все равно неизбежен.
Украинские Chevrolet Lanos, которые весьма популярны в России, тоже придется перевозить через границу, отдавая 10% пошлины. А данное изменение, возможно, приведет к уменьшению объема экспорта. Рост цен на бюджетные автомобили всегда воспринимался болезненно со стороны потребителя.
На другие ввозимые в Украину автомобили, например Toyota, Volkswagen или Mazda, снижения цен также не предвидится. Цены на автомобили, впрочем, как и на любой другой товар, определяются балансом спроса и предложения. А в Украине спрос огромен, только за первый квартал рост продаж новых автомобилей составил около 70%.
Неоднозначная ситуация складывается на рынке подержанных автомобилей. Теперь отменен запрет на ввоз автомобилей старше восьми лет, и ввозная пошлина вроде не сильно большая. Одно плохо - условия по прохождению технического осмотра теперь изменились. Сейчас при первой постановке автомобиля на учет в ГАИ придется заплатить кругленькую сумму. Если объем двигателя от 1001 до 1500 куб. см и машина старше восьми лет, то платеж составит 200 грн за каждые 100 куб. см, а если объем свыше 3500 куб. см - то 1000 грн за 100 куб. см. Такие ставки делают ввоз старых автомобилей нецелесообразным.
Оригинал: http://autonews.ua/autobusiness/22/04/2008/23166.shtml